Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Форма входа

Что искать?
Полезные статьи
Полезные книги
Наш опрос
Как давно Вы посещали специалиста по массажу?
Всего ответов: 484
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

История массажа

Поделиться с друзьями

Есть средство, которое уже многие века приносит людям
пользу, укрепляет их здоровье, поднимает жизненный тонус, делает мышцы сильными
и упругими. Одним оно продлевает молодость, другим возвращает бодрость и хорошее
самочувствие.    Средство    это   - массаж. Откуда же он взялся? Кто его
изобрёл? Где, в какой стране стали таким своеобразным способом готовить мышцы и
суставы к большим нагрузкам, к напряжённой борьбе? Когда впервые ощутили люди
бодрящий массажный допинг? Слово массаж- французское, происходит оно от глагола
masser- растирать, который, в свою очередь, заимствован из арабского языка: по-
арабски масс- касаться, нежно надавливать. одни авторы считают, что слово
массаж произошло от греческого masso, что означает сжимать руками, вторые- от
латинского massa- пристающее к пальцам, третьии- от древнееврейского машень-
ощупывать. Что же касается сути дела, то слово массаж предельно точно отражает
его, ведь среди многочисленных приёмов из арсенала  массажистов главная роль
отводится мягкому разминанию. Установить, где и когда человек впервые начал
осознанно культивировать массаж, к сожалению, невозможно. Ни письменные
источники, дошедшие до наших дней, ни археологические находки не дают нам
никаких указаний на этот счёт. Можно только предположить, что истоки массажа
теряются во тьме веков, когда тысячелетия назад наши далёкие предки охотились на
Диких зверей и с помощью примитивных орудий выполняли большую физическую работу.
Ушибы, раны, растяжения. Потрёшь ушибленное место, и отступает боль. Итак,
природа подсказала человеку, что ушибленное больное место надо погладить,
потереть, помассировать, и станет легче. Эти инстинктивные поглаживания,
потирания и были, вероятно, первыми видами массажа. Как элемент народной
медицины он, по-видимому, существовал в жизни всех народов и племён. Более
точные сведения об этом дают нам сохранившиеся литературные источники. Ещё в  
девятом веке до  новой эры в Древнем  Китае вышла Книга о внутреннем человеке. В
ней ,   рассказывается о лечении заболеваний не только с помощью лекарств, но и
гимнастики, массажа. Если под действием испуга нервы и кровеносные сосуды
человеческого тела закупорились, тело человека онемело, то с помощью массажа
можно излечить его. Описание техники и методики древнего китайского массажа было
около тысячи лет назад сделано известным китайским врачом Конг-Фу, Французский
физиолог, изучая  Конг-Фу, писал:  "Становясь на исключительно  научную  почву  
в  вопросе  о  массаже, Могу сообщить, что самое точное описание массажа найдёте
в китайской книге Конг-Фу". Во всех провинциях Китая имелись врачебно-
гимнастические школы, где врачи приобретали необходимые познания в массаже и
куда из всех уголков Китая съезжались больные, которые лечились массажем и
движениями. Самая знаменитая школа находилась в Кан-Фан, а директор носил титул
небесного врача. Массаж проводился как на мышцах, так и на суставах, о чём
свидетельствует следующее: Китайцы растирают руками всё тело, нежно  сдавливают  
меж  пальцами  мышцы,  особым  образом растягивают суставы так, что является
хрустение, слышное на большом расстоянии. Китайские лекари рекомендовали массаж
при различных недугах, а старикам советовали при его помощи продлевать жизнь и
даже возвращать молодость. В Древней Индии массаж также был очень популярен. Его
приёмы и лечебная гимнастика подробно описаны в трёх книгах аюрведа   ("Знание
жизни"). Особенно усердно  занимались массажем жрецы   храмов (брамины).   
Применяемое   ими   лечение   вызывало не только восхищение, но и суеверный
страх. Священная  каста  браминов  пользовалась  всеобщим  почётом, перед ними
преклонялись как перед богами. Делался массаж так: Больной или утомлённый
человек ложился на длинный низкий диван. Массажист  захватывал его тело двумя
руками, делая то в одном, то в другом месте движения, будто месит тесто. Потом
он похлопывал мышцы ладонями и краем кисти, после чего массируемого опрыскивали
духами    и делали    различные движения в суставах. Хорошо был известен массаж
и в Древнем Египте. Надписи на пирамидах, папирусы с изображением массируемых
людей дошли до наших дней. Например,    на алебастровом барельефе, найденном во
дворце ассирийского царя Санхериба в Ниневцах, а также на некоторых египетских
папирусах    обнаружены    изображения различных  массажных  манипуляций,  
подтверждающие предположение, что ассирийцы, персы, египтяне и другие народы
древности были знакомы с массажем и применяли    его    с различными,  чаще
всего с лечебными, целями.   Особенно   интересны   египетские   изображения
массажа. В частности, на них ясно представлены приёмы разминания плеча.  Есть
основания  предполагать, что массаж у египтян применялся как средство ухода за
телом и борьбы с усталостью после длительных переходов.
Союзник спортсменов: Наблюдая за жаркими поединками на Венском чемпионате мира
по хоккею, любители этой игры, наверно, обратили внимание на человека, который
ни на шаг не отходил от скамейки наших хоккеистов. Он не был тренером. Он не
разрабатывал с ребятами новых тактических вариантов. И не к нему обращались они
за советом в короткие минуты передышки, перед тем как снова ринуться в жаркую
схватку на льду. Он не был врачом. И если случайная травма останавливала ход
игры, не он должен был с чемоданчиком в руках бросаться к пострадавшему, чтобы
оказать ему первую помощь. И всё же он постоянно присутствовал среди игроков, в
том месте, куда допускаются только самые необходимые команде люди.    Это    был    
массажист    сборной. Его постоянное присутствие   в команде  - лучшее
доказательство того, какое большое    значение массажу придают тренеры, врачи и
сами игроки. Именно руками массажиста мускулы спортсменов заряжаются добавочным
зарядом сил. Руки массажиста делают мускулатуру гибкой, как каучук, и упругой,
как сталь. Напористым, агрессивным, готовым к    самой    жаркой борьбе уходит
от массажиста игрок. Впрочем, не только хоккеисты знают истинную цену массажу.
Его знают все спортсмены. Был даже случай, когда во время соревнований
легкоатлетов массажист вместе с победителями соревнований стоял на пьедестале
почёта. Это случилось во время матча СССР-США. Один из американских атлетов
получил травму. Однако наш массажист Валентин Соболев поспешил ему на помощь, и
его волшебные руки позволили спортсмену вернуться на арену борьбы. И он не
только вернулся, но и победил. А во время награждения массажиста пригласили на
пьедестал почёта, и там Валентину Соболеву как полноправному соавтору успеха
была вручена точно такая же медаль, что и спортсмену. Массаж признан не только
спортом, но и искусством. Во всём мире получило признание яркое, искромётное
мастерство танцоров ансамбля танца под руководством И. А. Моисеева. Какое
разнообразие движений, какие сложные прыжки, какая огромная нагрузка на мышцы.
Справиться с этой нагрузкой, подготовиться к напряжённому, трудному выступлению
помогал танцорам массажист А. Тихонов. Ну а если посмотреть выступление артистов
балета Большого театра, то всегда создаётся впечатление необыкновенной лёгкости,
невесомости, словно каждое движение происходит безо всякого усилия, само собой.
И тут на помощь артистам приходит массажист. Его работа невидима зрителям,
однако и он вносит свою скромную долю в тот успех, который всегда сопутствует
балету. Да, сегодня не сыщешь классных команд, танцевальных и балетных
коллективов, в которых не было бы массажиста.
У эллинов и римлян: Массаж- союзник спорта. Поэтому там, где был хорошо развит
спорт, процветал и массаж. О физиологическом влиянии массажа, особенно о его
практическом применении в спорте, говорили и писали знаменитые врачи Греции:
Геродикос, Гиппократ, Демокрит, кстати, автор знаменитого афоризма В здоровом
теле- здоровый дух. Одним из источников, свидетельствующих о преклонении древних
перед физически совершенными людьми, являются бессмертные поэмы Гомера Илиада и
Одиссея. Гомер описывал, как Цирцея прислуживала Одиссею в бане, умащивая его
тело маслом и натирая мазями. Поэты отразили то, что имело место в реальной
жизни. В Древней Греции спортсмены перед состязаниями отдавали себя в руки
педотрибов, которые их купали, натирали, массировали, смазывали и втирали в тело
мельчайший песок, специально привозившийся с берегов Нила. О чудодейственном
влиянии массажа на организм упоминали многие поэты Древней Эллады. Они
рассказывали, как прекрасные женщины растирали тела героев, утомлённых жарким
боем или состязанием в цирке, чтобы возвратить им силы и излечить раны. В
Древней Греции физическим упражнениям, массажу, закаливанию, личной гигиене
уделялось очень большое внимание. Здесь процветал культ здоровья и красоты тела.
На вазах и предметах повседневного обихода, найденных археологами, можно видеть
многочисленные изображения людей во время обливаний, растираний, массажа и так
далее. А в скульптурах Фидия, Праксителя и других ваятелей нашли отражение
идеалы красоты человеческого тела. Греция, которой принадлежит почётная роль в
истории развития физического воспитания, первая начала широко применять массаж
при различных видах физических упражнений. Искусство массажа стало достоянием
всего населения. В системе физического воспитания, которое начиналось для
мальчиков с семилетнего возраста и строго    последовательно    усложнялось    
по трудности, применялись и такие гигиенические    мероприятия, как купание,
обтирание тела водой, растирание его  маслом  и наконец массаж.  Римский историк
Курций писал: "В то время как умственное образование юношества предоставлено
было родителям, общественные гимназии заботились о телесном развитии, потому что
с точки зрения общественного блага самой важной целью воспитания было взрастить
для государства новое поколение, состоящее из сильных, красивых, смелых и ловких
юношей". Физические упражнения и массаж у греков занимали видное место не только
в школьном возрасте, но и в течение всей жизни, на что указывает существование
национального праздника- Олимпийских игр, в которых, кстати, принимали участие
даже выдающиеся учёные. Уже в древности массаж утвердился не только как один из
способов укрепления здоровья, но и как прекрасное средство лечения заболеваний.
Греческий врач пятого века до новой эры Геродикос был первым, кто отметил
физиологическое влияние его на организм. Сам он прожил около ста лет и всю свою
жизнь регулярно занимался гимнастикой и ежедневно массировался.    Его    ученик
Гиппократ продолжал развитие массажа и применял его в лечении. Гиппократ писал,
в частности, о лечении вывихов   плеча:   "Во   многих  вещах   врач  должен   
быть опытным и не менее в массаже, ибо массаж может связать сустав слишком
расслабленный и размягчить сустав очень тугой". Очень популярен массаж был в
Древнем Риме. Особенно широкое применение как в системе физического воспитания,
так и в медицине массаж получил благодаря Асклепиаду, видному римскому врачу
первого века до новой эры. Он рекомендовал движения во всевозможных видах:
ходьбу, бег, езду верхом, в экипаже, на лодке. Одобрение, которое Асклепиад
сыскал своим учением, было так велико, что на него смотрели как на посланника
неба. Простота этого учения, лёгкость его применения служат верным ручательством
его истинности. Асклепиад придавал важное значение в жизни организма невидимому
дыханию кожи, он считал, что кожное дыхание (испарение), как и общее движение
частиц в теле, необходимо поддерживать прежде всего общей чистотой, частыми
омовениями, а затем более сильными стимуляторами: растираниями, массажем, баней,
физическими упражнениями. Асклепиад подразделял массаж на сильный и слабый,
сухой и с маслом, на кратковременный и продолжительный. Другой известный римский
медик, один из последователей Асклепиада, Авл Корнелий Цельс приравнивал массаж
к особенно благотворно действующим на организм методам лечения. В одной из
дошедших до нас книг О медицине Цельс целую главу посвятил массажу, где
рекомендовал его применение в борьбе с болезнями печени, суставов рук и ног и
даже при психических заболеваниях. Применение римлянами массажа кажется
беспредельным. Им пользовались все- от императора до раба. И не случайно
крупнейший врач своего времени, естествоиспытатель и специалист в области
массажа Клавдий Гален был придворным врачом императора Марка Аврелия. Начинать
он советовал со слабых растираний, постепенно усиливать их и заканчивать лёгким
поглаживанием. Врач описал методику поглаживания, растирания и разминания мышц.
Причём настоятельно рекомендовал ежедневные растирания всего тела. Древнеримская
методика этой процедуры представляется весьма интересной: Сняв платье с
больного, тело его растирают сукном, а затем маслом. Когда кожа вследствие
нежного трения слегка покраснеет, начинают растирать сильней и голой рукой
покрытое маслом тело, но не слишком сильно и не слишком слабо, чтобы довести
тело до расслабления и изнеможения. У сильных людей трение может быть сильнее.
Трение производится затем сильными руками в различных направлениях: сверху вниз,
снизу вверх, поперёк, горизонтально. Гален, будучи врачом в школе гладиаторов в
Пергаме, лечил массажем и рекомендовал его гладиаторам после тяжёлых сражений с
целью лечения травм и восстановления силы. Применение массажа стало одним из
необходимых условий физического воспитания воинов.   У   них   были специальные  
инструкторы,  которые  обучали  массажу. Плутарх в жизнеописании Юлия Цезаря
упоминает, что великий полководец Рима заставлял рабов массировать себя. Римляне
широко применяли, кроме того, умащивание тела различными маслами и мазями, они
же первыми применили массаж перед соревнованиями и восстановительный массаж
после них.
С востока до запада: После падения Римской империи массаж как средство
физического воспитания, профилактики болезней и их лечения надолго исчез из
жизни римлян. Распространение христианства с его идеей умерщвления плоти и верой
в загробный мир, разумеется, не могло способствовать развитию медицины. Уход за
телом считался одним из проявлений язычества. И лишь арабские народы продолжали
применять массаж в медицине и быту. Таджикский  философ,  врач,  
естествоиспытатель,  музыкант  и поэт Абу Али ибн Сина  (Авиценна)  в одной из
книг своего Канона врачебной науки в разделе О массаже для подвинутых в года   
(людей пожилого    возраста) писал: "Необходимо, чтобы массаж был умеренным по
своему качеству и количеству. Если растирание будет постоянным, то пусть каждый
раз производится при помощи грубой ткани или голыми руками. Поистине это полезно
для них и предотвращает страдания от болезней органов". Введённые Авиценной
термины подготовительный (предварительный) и восстановительный массажи
сохранились по сей день в спортивном и лечебном растирании. Завоевание Аравии,
где широко использовались водные процедуры, связанные с обрядами магометанской
веры, привело к тому, что массаж стал применяться и в соседних с этим
государством странах. В Турции, Персии, Хиве, Бухаре им чаще всего пользовались
в общественных банях. На Востоке массаж был весьма своеобразным- совсем не
таким, как в Древней Греции и Риме. Его проводили руками и ногами, обращая
особое внимание на то, чтобы суставы приобретали гибкость. Некоторые
представления о восточном массаже могут дать снимки работы массажистов в
Тифлисских (Тбилиси) банях. Кстати, в старых (Пушкинских времён) Тифлисских
банях и сейчас можно увидеть восточный массаж, многие приёмы которого прижились
в Европе и Америке. А. С. Пушкин писал о том, как его массировали в Тифлисской
бане во время путешествия по Кавказу в тысяча восемьсот двадцать девятом году:
"Персиянин ввёл меня в бани: горячий железно-серный источник лился в глубокую
ванну, иссечённую в скале. Гассан (так назывался безносый татарин) начал с того,
что разложил меня на тёплом каменном полу, после чего начал он ломать мне члены,
вытягивать суставы, бить меня сильно кулаком, я не чувствовал ни малейшей боли,
но удивительное облегчение. После сего долго тёр меня шерстяной рукавицей и,
сильно оплеснув тёплой водой, стал умывать намыленным полотняным пузырём.
Ощущение неизъяснимое:   горячее  мыло обливает  вас как воздух! Шерстяная
рукавица и полотняный пузырь непременно должны быть приняты в русской бане:
знатоки будут благодарны за таковое нововведение. После пузыря Гассан опустил
меня в ванну, тем и кончилась церемония". Совершенно самостоятельно развивался
массаж у народов, обитавших на островах Тихого океана, в Южной Америке,
Австралии и других местах земного шара. В своём дневнике знаменитый русский
путешественник Н. Н. Миклухо-Маклай так описывает массаж, который он наблюдал во
время пребывания в Новой Гвинее: "Девочка подошла ко мне и, схватив обеими
руками мою голову, стала сжимать её периодически изо всех сил. Я предоставил
свою голову в полное её распоряжение. Давление перешло в растирание кожи головы
двумя пальцами, причём массажистка выдавливала растираемое место, насколько
могла. Когда правая рука её устала, она стала делать это левой, причём я
заметил, что сила пальцев левой руки её не уступала силе правой. Ощущение было
приятное: я при этом как-то перестал чувствовать боль и даже не думал о
кокосовом масле и охре, которыми были смазаны её руки". "Да, массаж во врачевании во все времена человечества сыграл
огромную роль, и люди в знак благодарности должны были бы давно поставить
памятник рукам массажиста",- говорил  маститый учёный, основоположник советской
системы массажа, основатель кафедры лечебной физической культуры и спортивного
массажа, заслуженный деятель науки, профессор Иван Михайлович Саркизов-серазини.
Он любил вспоминать об одном интересном случае, который сыграл в выборе его
профессии решающую роль. Рано лишившись родителей, шестнадцатилетний Ваня
поступил юнгой на парусный бриг. Он много путешествовал: бывал в Азии и Северной
Америке, не раз плавал вокруг Европы. "Корабль, на котором мы плыли",- вспоминал
Саркизов-Серазини,- "приближался к берегам Турции. Внезапно заболел повар.
Неутомимого шутника и здоровяка трудно было узнать. Внезапные боли в
позвоночнике не давали ему возможности не только встать с постели, но и
шевельнуться. С каждым днём становилось всё хуже, и никакое лечение судового
врача не помогало. Корабль прибыл в Турцию. Решено было обратиться к местному
лекарю, который, по слухам, лечил буквально от всех болезней и исцелял даже тех,
чья жизнь была в безнадёжном состоянии. На следующий день, рано утром, мы
положили больного на носилки и отправились в город. Сопровождающих было четверо:
два матроса, судовой врач и я. Мы прошли по узкой улочке и подошли к маленькому,
ветхому двухэтажному особняку. Постучав в деревянную дверь, окованную медью,
стали ждать. Вышел старец в чалме и с чётками в руках. Он выслушал наши
объяснения, что-то пробормотал и удалился, закрыв за собой дверь. Мы
переглянулись в недоумении. Через несколько минут дверь снова распахнулась, и
тот же старец жестом пригласил пройти в дом.    Нас ожидал крепкий пятидесяти
пяти-шестидесятилетний мужчина с маленькой головой и огромными руками. Местный
исцелитель предложил положить больного на стол. Стол этот был примечателен тем,
что состоял из цельного куска дерева и предназначался для осмотра и лечения
больных. На стол был насыпан обыкновенный строительный песок. Слуга накрыл песок
мешковиной, и мы положили нашего больного. Я ощутил, что песок нестерпимо горяч.
Лекарь раздел больного донага, долго ощупывал, тёр и давил на больное место.
Обследовав больного, лекарь что-то шепнул слуге. Тот насыпал на повара такого же
разгорячённого песка, а я подумал: "Сожжёт он нам повара". Так наш больной лежал
минут 10-15. По знаку лекаря слуга смахнул с больного песок, а из плетёной
корзины стал насыпать на спину больного раскалённые ячменные зёрна. Через
некоторое время зёрна также были ссыпаны. После этого маг подошёл к больному,
погладил его по ногам и спине. В это время был принесён огромный кувшин, куда он
опустил сразу обе руки. Когда руки вытащил, то на них блестело масло. Масляными
руками он стал гладить и растирать повару спину. Больной молчал. Тут-то я
подумал: "Наверное, заговорил или заколдовал его. Ведь до спины нельзя было
дотронуться, а сейчас он молчит". Потом стал надавливать на спину- повар издал
лёгкий стон, но лежал и не шевелился. И так в течение получаса он его мял,
давил, тёр и гладил, постоянно смазывая руки маслом. Окончив колдовство, вытер
спину какой-то мягкой сухой травой. Когда мы больному помогали одеваться, он
глядел в сторону искусного исцелителя, а у самого на лице вместо страдания была
благодарная улыбка. В дверях появился лекарь и велел прийти утром на следующий
день, а до утра не вставать с постели. Положив больного на носилки, мы ушли. На
следующий день повар уже мог двигаться самостоятельно, а сопровождали его
судовой врач и я. С больным была повторена аналогичная процедура, после которой
на судно он шёл быстрее и веселее. То же самое было проделано и на третий день,
который и был последним. Единственно, о чём я пожалел: мне хотелось ещё раз
побывать у лекаря и запомнить его лёгкие и быстрые манипуляции. Вот тут-то я и
решил во что бы то ни стало стать таким  же  волшебником,  каким  был  местный   
целитель. Спустя много лет, когда я уже кое-что знал о массаже и применял его,
вспоминался этот случай и  мне было смешно, ведь я тогда думал, что это
колдовство. А это обыкновенный  массаж,   который   проводился   хорошим
специалистом, возможно, знающим медицину. Массаж в то время, особенно в Турции,
был в почёте, и на него обращали должное внимание". Впоследствии И. М. Саркизов-
Серазини стал в нашей стране одним из крупнейших специалистов по спортивному и
лечебному массажу. Его книги были переведены на многие языки. Большое
распространение получил массаж в Финляндии, где он стал не менее популярен, чем
некогда в Греции. О применении финнами массажа говорится в героическом эпосе
Калевала. Массаж для финнов такой же популярный народный приём, каким у
славянских народов является обычай стегать себя берёзовым веником во время мытья
в бане. Финны  первыми   (если  не считать  японцев)   ввели   массаж в своей
армии, создав для обучения ему кадры штатных массажистов при войсковых
подразделениях. Таким образом, массаж в Финляндии не замыкался стенами только
одних больничных учреждений. Много веков насчитывает история массажа в Японии.
Его применение связывается с водными процедурами. Однако количество приёмов в
японском массаже чрезвычайно ограничено и сводится главным образом к разминанию
и поколачиванию. Японский массаж преследует в основном следующие цели:  усиление  
кровообращения[T1], устранение  вялости мышц (то есть повышение мышечного
тонуса) и мышечной усталости. Именно для того, чтобы быстро ликвидировать
усталость, и начали японцы вводить в своей армии массаж и самомассаж. Однако
вернёмся в эпоху Возрождения, которая подарила человечеству многих выдающихся
естествоиспытателей и медиков. Мигель Сервет открыл круг кровообращения. Андрей
Везалий опубликовал в тысяча пятьсот сорок третьем году работу, где было дано
первое обстоятельное изложение анатомии. Наконец, английский врач Вильям Гарвей
в тысяча шестьсот двадцать восьмом году установил законы кровообращения.
Исследования Гарвея и его последователей показали, что человеческое тело можно
рассматривать как сложную машину, где нет места для таинственных духов, якобы
управляющих всей жизнедеятельностью. Именно в те времена в медицине стали
практиковаться взвешивание, определение частоты пульса, измерение температуры
тела больного. В шестнадцатом веке после значительных открытий в медицине больше
внимания стало уделяться врачебной гимнастике и массажу. В восемнадцатом веке в
историю массажа вошли имена таких учёных, как Ф. Гоффман, Андре Ж. Тиссо и
других. Тиссо, например, подробно описал методику растираний: "Растирание- есть
врачебное средство, которым мы не можем пренебрегать. Если каждое утро, лёжа в
постели на спине и приподняв ноги, немного согнутые в коленях, растирать себе
желудок и живот  куском   фланели,  то  этим  увеличивается   перистальтическое
движение во всех кишках брюшной полости. Если трут всё тело, то способствуют
испарению и кровообращению. Древние, которые знали всю выгоду растирания,
употребляли его не только как врачебное средство, но оно было, так сказать, их
повседневным средством для сохранения здоровья". И всё-таки среди европейских
народов до девятнадцатого века такого интереса к массажу, какой был в Древней
Греции и Риме, не наблюдалось. Только с середины этого века массаж в Европе
начинает быстро развиваться. И тут надо отдать должное основоположнику шведской
гимнастической системы Петру Генриху Лингу, который считал, что массаж является
составной частью всевозможных видов движения, благотворно влияющих на организм.
В тысяча восемьсот пятьдесят третьем году француз Бонне стал применять массаж
как самостоятельное средство лечения суставов. Результаты оказались
поразительными. После этого многие французские врачи- Жан Мартен Шарко, Пидо,
Шарль Лонде и другие- заинтересовались массажем. О новом методе лечения стали
появляться статьи и монографии.
Русский вариант: Совершенно своеобычные формы принял массаж на Руси. Славянские
племена, жившие в суровых климатических условиях, отдавали предпочтение парной в
банях, а для пущего жару и наибольшего эффекта парились с вениками, которыми
хлестали себя или друг друга по телу. Такое похлёстывание было не чем иным, как
энергичным своеобразным массажем. Этот способ массажа был очень распространён
среди древнерусских племён. Дело доходило до того, что одно племя платило дань
другому берёзовыми вениками. Хотя древний славянский обычай париться с берёзовым
веником уходит своими корнями в даль времён, отнюдь нельзя сказать, что он
целиком принадлежит только прошлому. Наоборот, И сегодня этот обычай живёт и
здравствует благодаря привязанности к нему тысяч людей. Чтобы убедиться в этом,
не нужно далеко ходить. Зайдите в любую баню, и вы увидите, с каким
удовольствием и азартом хлещут себя в парилке, где от жара трудно дышать,
сегодняшние любители берёзового массажа. Причина такой живучести древнего обычая
проста, она в той пользе и удовольствии, которые приносит людям эта банная
процедура. После разработки физиологии массажа, когда появилась определённая
система приёмов, его стали применять в клиниках (в терапии и хирургии), а также
в косметических   кабинетах.   Заметим,   что   русский   учёный Мудров задолго
до появления известной шведской системы массажа активно пропагандировал основные
приёмы массирования. С. Г. Забелин, Н. Ф. Филатов и другие учёные много писали о
массаже и гимнастике, об их большом профилактическом значении. Фундамент  
спортивного  и  лечебного   массирования создан русским учёным, приват-доцентом
Военно-медицинской академии в  Петербурге И. В. Заблудовским. Более четверти
века посвятил он исследованиям в этой области, а в тысяча восемьсот восемьдесят
втором году написал работу Материалы к вопросу о действии массажа на здоровых
людей, которая стала настольной книгой для всех специалистов в этой области.
Итак, теоретические и практические основы массажа в России имелись. Пользовался
ли он популярностью? Да, пользовался. Но у кого? У людей состоятельных, которые
могли это себе позволить.  Основная же  масса людей довольствовалась банькой с
веником. Только когда государство приняло на себя все заботы о здоровье людей,
медицина, в том числе и массаж, стала доступна широким массам народа. Массаж
стал применяться не только в больницах, клиниках, поликлиниках, амбулаториях, но
и на курортах и санаториях, в быту. В армии, в госпиталях массаж применялся и как лечебное средство, и как
средство восстановления сил после утомления, особенно после длительных переходов
и марш-бросков. Когда началась Великая Отечественная война, массаж пришёл в
многочисленные госпитали, где помогал бойцам залечивать раны, восстанавливать
прежнюю амплитуду движений, мышечную силу и выносливость. Подчас с его помощью
удавалось ставить на ноги, казалось бы, совсем безнадёжных бойцов. Увы, болезни
и травмы подстерегают нас и в мирной жизни. И чтобы вернуть человеку
уверенность, дать возможность вести полноценную жизнь, работать и учиться,
вместе с людьми в белых халатах к нему на помощь спешит и массажист. Вспомните
доктора Леонида Ильича Красова, который во время прыжков на лыжах получил
травму- сломал позвоночник. Как правило, человек, попавший в такую беду, обречён
на полную неподвижность, ноги отнимаются, парализованное тело отказывается
служить. Так получилось и с Красовым. Но он не захотел остаться пожизненным
инвалидом и, помня, что движение- это жизнь, начал бороться, чтобы победить
недуг. Гимнастика и массаж. Красов очень много работал, выполнял многочисленные
специальные упражнения, тщательно массировал ноги. И через три года, к удивлению
медиков, встал на ноги.   Мышцы, казалось бы, окончательно капитулировавшие
перед болезнью, ожили. Что касается большого спорта, то без массажа его трудно
сегодня представить.     Такая спаянность с практикой трудных тренировок и
ответственных соревнований объясняется тем, что массаж стал хотя и не решающим,
но тем не менее очень важным аргументом в атлетическом споре на
тяжелоатлетическом помосте и борцовском ковре, на ринге и беговой дорожке. А
когда встречаются равные по силе спортсмены, даже малейшая фора приобретает
особое значение. Массаж помогает восстанавливать силы, он возвращает бодрость и хорошее
настроение людям самых разных профессий. Многие артисты и рабочие, спортсмены и
космонавты, научные сотрудники и литераторы убедились в этом на собственном
примере. Вот, например, что говорил об этом первый в мире лётчик-космонавт Юрий
Алексеевич Гагарин: "Массаж! И кто только его придумал! Приходишь усталый,
вялый, а помассируешься, будто заново родился, можешь выполнять любую работу".
Очень точные слова. Лучше, пожалуй, и не скажешь.
 Движенье, движенье: Малоподвижный образ жизни, переедание, лень- несколько лет
такого существования, и мышцы становятся дряблыми, на теле образуются неприятные
жировые накопления, появляется одышка, быстрая утомляемость, хандра. А есть ли
средство всегда оставаться бодрым, подтянутым, полным энергии и сил? Да, есть.
Вернее сказать, не одно средство, а несколько. Это здоровый режим, рациональное
питание, активный образ жизни, регулярные занятия физическими упражнениями.
Только несведущему человеку
движения массажиста могут показаться случайными и хаотическими. На самом деле
они рациональны и строго продуманны. Арсенал движений- это словно связка ключей,
которыми открываются кладовые, хранящие добавочный запас сил, бодрости,
оптимизма. Каждое серьёзное занятие исключает опрометчивость, дилетантизм,
надежду на авось. Это тем более справедливо для дел, в центре которых стоит
человек и его здоровье.